Советы учителя-дефектолога

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ

Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития, помогает войти в детский коллектив, в том числе и в школьный, способствует успешности в обучении и имеет немаловажное значение для всей последующей жизни.

Родители, имеющие ребенка с неполноценным зрением, обычно очень обеспокоены его будущим. Они думают о том, чем можно ему помочь, как его воспитывать. Перед ними встают разные вопросы: следует ли ограничивать самостоятельное чтение ребенка, а также те виды деятельности, которые связаны с участием зрения? Можно ли позволять ему играть в подвижные игры, заниматься спортом? Много разных вопросов и сомнений возникает у родителей в связи с нарушением зрения у ребенка.

Известие о том, что у ребенка зрение не может быть восстановлено и с этим недостатком придется существовать всю жизнь, тревожит родителей. Большинство их них никогда раньше не сталкивалось с такими детьми, и им кажется, что они не смогут воспитать и подготовить к жизни своего ребенка так, как это могут сделать родители здоровых детей. Однако нередки случаи, когда родители стараются подойти к этой проблеме реально и здраво. Они стремятся узнать все, что может их направить на правильный путь воспитания и подготовки к жизни их ребенка.

Важно распознать снижение зрения как можно раньше. Это позволит оказать ребенку своевременную помощь. В ряде случаев рано примененное лечение может дать положительные результаты. Однако в дошкольные годы, при недостаточно внимательном наблюдении за ребенком, многие родители не подозревают у него расстройства зрения. Ведь многие слабовидящие дети довольно свободно ориентируются, хорошо играют, без затруднений научаются читать. И тем не менее, если бы родители не пропускали некоторых симптомов, свидетельствующих о возможном нарушении функции зрения, ребенку можно было бы рано оказать лечебную и коррекционно-педагогическую помощь. Какие же это признаки, по которым можно предполагать снижение зрения? Ребенок трет глаза; он неловок в игре с детьми; часто спотыкается при ходьбе; наклоняется при рассматривании картинок; игрушки и другие предметы при рассматривании подносит близко к глазам; уронив какой-нибудь предмет, особенно маленький, затрудняется его найти, при этом низко наклоняется, шарит рукой; узнает знакомых, когда они подходят совсем близко, а издали – только по голосу.

Когда бы семья не узнала о глубоком нарушении зрения у ребенка, всегда следует помнить, что реакция окружающих на его дефект так или иначе им воспринимается и влияет на формирование его личности, на отношение к другим людям и к самому себе. Положение слабовидящего ребенка в семье, его взаимоотношения с родными, близкими могут способствовать выработке у него волевых качеств и эмоциональной устойчивости, с другой стороны, неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию невротических реакций. Нередко ребенок слышит в семье слова огорчения по поводу своего дефекта или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем. Такое подчеркивание у него недостатков заставляет его фиксировать внимание на себе, как на человеке, отличном от остальных людей. Не следует также говорить о его затруднениях и неудачах в присутствии других, это может вызвать у него неудовольствие, а также чувство жалости к себе.

Неправильное отношение к ребенку с нарушением зрения в семье выражается или в чрезмерной опеке, или, наоборот, в недостаточном внимании и заботе о нем. В первом случае родители, охваченные чувством жалости и сострадания, окружают его чрезмерным вниманием И оказывают ему помощь там, где он без этого мог бы обойтись. Они стараются все сделать за него: кормят, умывают и одевают его в таком возрасте, когда другие дети делают это сами. Его не приучают убирать за собой игрушки, книжки, стелить постель и выполнять другие виды самообслуживания и помощи по дому, которые дети его возраста обычно делают. Иногда родители задаривают ребенка игрушками, книжками, сладостями; они стремятся этим как бы смягчить, украсит его жизнь, которая, как им кажется, не может быть радостной и полноценной. Если в одних семьях неправильное отношение к таким детям выражается в чрезмерной помощи, в излишнем оберегании и задаривании, то в других – наблюдается иная крайность: родители и окружающие ребенка родственники открыто выражают свое неудовольствие им, подчеркивают его неполноценность, раздражаются из-за ошибок и неловкостей, им совершаемых, не уделяют ему нужного внимания, недостаточно любят и заботятся о нем. Это не только делает его жизнь безрадостной и тяжелой, но способствует тому, что некоторые дети замыкаются, уходят в себя.

В первом случае снижение требований к ребенку, искусственное отгораживание его от всех жизненных трудностей развивает в нем иждивенческое настроение, затормаживает развитие инициативы и самостоятельности, а также препятствуют своевременной выработке навыков самообслуживания. Во тором случае частые напоминания ему о его ошибках, неловкостях, происходящих из-за расстройства зрения, могут вызвать у него антипатию к окружающим, раздражение и способствовать развитию замкнутости и отчужденности.

Имеют место случаи, когда родители, болезненно относясь к дефекту своего ребенка, хотят, чтобы он компенсировал его какими-то особыми способностями, которые они стремятся в нем открыть и развить. Они проявляют особый интерес ко всем выдающимся инвалидам, описанным в литературе. Их внимание привлекают все случаи, когда человек, обладающий таким же дефектом, как и их ребенок или еще более тяжелым, закончил институт, достиг высокого положения, чем-то выделился. В этих случаях родители часто не учитывают истинных способностей и возможностей своего ребенка. Подогреваемые честолюбивыми мечтами, они предъявляют ему непосильные требования, заставляют чрезмерно много заниматься, лишают его отдыха. Такие повышенные требования наносят развитию ребенка большой ущерб. Он перенапрягается физически и умственно, истощается его нервная система; он отрицает морально, так как не может удовлетворить высоких запросов, ему предъявляемых. И если у него только средние способности, а от него хотят, чтобы он был всегда среди первых или первым, то этим заставляют его чувствовать ущербность. У детей с неполноценным зрением, как у слепых, так и слабовидящих, родители иногда хотят обнаружить музыкальные способности. Еще имеет место издавна сложившееся неправильное представление о том, что люди с глубокими нарушениями зрения и совсем незрячие обладают музыкальными способностями. В действительности, как показывают наблюдения и проведенные исследования, дети с неполноценным зрением не превосходят своей музыкальной одаренностью нормально видящих.

Такое неправильное отношение к детям, неучитывание их истинных возможностей и предъявление им непосильных требований, может нанести им только вред.
В воспитании ребенка с неполноценным зрением родители должны исходить из того, что они могут многое для него сделать, во многом ему помочь. Если у него только нарушено зрение и нет других отклонений в развитии, то он способен овладеть большинством умений и навыков, доступных нормально видящим детям того же возраста.

Многие дефектологи подчеркивают, что при воспитании и обучении детей, обладающих каким-либо недостатком, прежде всего нужно учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Ибо сохранные позитивные качества ребенка важнее его физического или сенсорного недостатка. Он обладает теми же особенностями, что и его сверстники, у него такие же интересы, желания, потребности, как и у них. Не следует им проходить мимо этого, не заглушать эти естественные проявления и стремления. Нужно всегда иметь в виду, что каким бы нарушением ребенок не обладал, он прежде всего ребенок со всеми присущими его возрасту особенностями, а потом уже слабовидящий, или слабослышащий, или обладающий каким-то другим недостатком. И в его воспитании родители должны прежде всего руководствоваться теми рациональными требованиями, какие предъявляют в данном возрасте всем детям. Они должны, насколько это возможно, научить слепого ребенка делать, понимать и знать то, что в этом возрасте является достоянием детей с нормальным зрением. Прежде всего, очень важно воспитать в детях самостоятельность, умение себя обслуживать; необходимо привить им навыки культурного поведения и способствовать их общему развитию. При достаточной стимуляции и правильном воспитании слабовидящий может в процессе своего развития во многом приближаться или соответствовать нормально видящим детям. Он может в том же возрасте, как и все дети, начать ходить, говорить, проявлять интерес к окружающему. От него можно и следует требовать выполнения нужных правил поведения, не делая никакой скидки на его нарушение.

Родителям важно знать, что общего между их ребенком и всеми здоровыми детьми и что отличает его от этих детей, в чем и каким образом они должны оказать ему специальную помощь. Значительное снижение зрения накладывает отпечатки на раннее развитие ребенка, обуславливая его замедленность и некоторое своеобразие.

Уже с младенческого возраста ребенок не видит многих окружающих его предметов или видит их недостаточно точно. В раннем возрасте окружающие предметы не побуждают его к повороту головы и поиску глазами интересующих его вещей. Слабовидящие позднее других детей начинают тянуться руками к разным предметам, а также направляться к ним, когда начинают ходить. Их подражательные действия, ответные реакции на улыбку, на выразительные жесты и мимику формируются позднее и проявляются слабее, чем у нормально видящих. Уже в преддошкольные и дошкольные годы чувственный опыт ребенка с нарушенным зрением очень обеднен из-за недостаточно ясного и четкого обозрения окружающих объектов, особенно отдаленных и находящихся в движении. Его представления уже в этом возрасте не так многообразны, не так точны и правильны, как у других детей.

Слабовидящий не может самостоятельно брать из жизни нужные ему сведения в той мере и в том объеме, в каком это доступно детям его возраста. Он в большей мере, чем его нормально видящие сверстники, зависит от помощи окружающих его взрослых. Прививая ребенку с нарушенным зрением навыки самообслуживания, правильного и культурного поведения, родители должны уделять ему больше внимания, чем при воспитании нормально видящего, который может сам брать из жизни, а впоследствии – самостоятельно приобрести то, чем он еще не обладает. Для слабовидящего умения и навыки, приобретенные в детстве, имеют особенно большое значение, так как он ограничен в возможностях усваивать нужное ему путем подражания, а так же испытывает затруднения в коррегировании недостатков – его зрительный контроль для этого слишком слабый.

Большую помощь семья может оказать ребенку в его общем интеллектуальном развитии. Слабовидящий – это зрячий ребенок. Зрение служит ему так же, как и всем людям: он ориентируется с помощью зрения, читает плоскопечатный шрифт, рассматривает картинки; зрение он использует в учебе, труде, развлечениях. Однако неполноценная способность видеть во многом его лимитирует. Прежде всего, он получает значительно меньше сведений об окружающем, поступающих к нам через зрительный анализатор, чем дети с нормальным зрением; в обычных условиях он видит значительно меньше объектов и явлений, чем они. Его обозрение отдаленных предметов смутное, нечеткое, он воспринимает их общие контуры, не различает деталей. Гуляя по лесу или находясь в саду, он не видит кроны деревьев, не различает формы отдельных листьев, не увидит сидящую на ветке птицу, а лишь услышит издаваемые ею звуки. В траве показалась лягушка, она запрыгала у самых его ног, но ребенок этого даже не заметил. В поле пролетела стрекоза, бабочка села на цветок – все это осталось вне обозрения слабовидящего. Он не увидит плывущего вдали парохода, летящего даже на небольшой высоте самолета, не увидит проехавшую на расстоянии машину или пробежавшую собаку. Проходя по городским улицам, ребенок с нарушенным зрением не может наблюдать работу снегоочистительной машины, не различает, как из специального шланга моют дом. Только смутно, малодифференцированно он видит оформление картины. Его непосредственному восприятию недоступно огромное количество явлений внешнего мира. Он не может непосредственно наблюдать многообразие красок вокруг него, не видит в достаточной мере движения транспорта, людей, животных, не замечает изменений в природе. Но он может видеть отдельные предметы, если они находятся на близком от него расстоянии, когда он подходит к ним вплотную, берет их в руки. Он может видеть то, что ему показывают, наблюдать за тем, на что обращено его внимание.

Слабовидящему доступно изобразительное искусство: он имеет возможность воспринимать рисунки, картины, скульптуру. Это должно быть использовано для восполнения пробелов в его знаниях, представлениях – для обогащения его чувственного опыта.

Представьте себе, что ребенок со сниженным зрением пошел в зоопарк. Что он там увидит? Каким образом можно помочь ему увидеть и узнать больше?
Вот он подошел к пруду, в котором плавают лебеди. Стоящий с ним рядом нормально видящий ребенок обозревает пруд, он ясно видит плавающих белых и черных лебедей, хорошо различает все детали их внешнего вида, их повадки, манеру плавать и т.п. Совсем иные возможности у слабовидящего. Даже имея остроту зрения 0,2-0,3 (что составляет верхнюю границу слабовидения), ребенок не может отчетливо различать плавающих в пруду птиц: он видит лишь их общие контуры, смутно различает что-то перемещающееся в воде; образ воспринимаемого на далеком расстоянии лебедя настолько тускл и недифференцирован, что он не получает представления о внешнем виде этой птицы. Ребенок с нарушением зрения не может на расстоянии отличить лебедя от утки, от гуся или какого-нибудь другого представителя мира пернатых. То же относится и к остальным животным, находящихся от посетителей на значительном расстоянии. Слабовидящий ребенок получит лишь очень смутное, поверхностное представление и о верблюде, и о зебре, и о лисе, и о многих других животных. Некоторых из них, находящихся от посетителей на большой дистанции, он не увидит вовсе. Так, например, белого медведя, отдаленного от наблюдателей большой территорией, слепые дети не увидят ни плавающим в водоеме, ни тогда, когда он выйдет на сушу. Они ясно не увидят также таких хищников, как тигр, лев, волк, ибо подойти совсем близко, вплотную к ним нельзя. Конечно, зрительные возможности различны у детей с разным характером заболевания органа зрения и с разной остротой зрения, но даже те дети, у которых острота зрения выражена в десятых долях (0,1-0,3) очень ограничены в своих возможностях обозрения на расстоянии. Однако, как бы ни были малы зрительные возможности ребенка, посещение зоопарка доставит ему удовольствие и расширит круг его представлений и понятий о животном мире. Конечно, многое он увидит смутно, неотчетливо, что-то сможет рассмотреть лучше. Это относится к тем животным и птицам, к которым можно подойти близко. Для того, чтобы экскурсия или прогулка в зоопарк принесла такому ребенку больше пользы, оказалась бы более эффективной, следует провести с ним некоторую предварительную работу. Очень полезно познакомить его с различными представителями животного мира по картинкам. Это доступно всем слабовидящим детям. Такое предварительное обозрение птиц и животных на иллюстрациях послужит основой для формирования зрительных представлений, а это, в свою очередь, позволит лучше увидеть их в натуре. Уже имеющиеся представления о разных обитателях зоопарка помогут интеллектуальной компенсации, т.е. помогут дополнить те общие, смутные, недостаточно дифференцированные образы и их детали, которые ребенок воспринимает; это позволит ему увидеть обозреваемый объект более четко и полно. Кроме того, восприятию самого образа животного или птицы, так же как и его действий, могут помочь даваемые одновременно с обозрением объяснения о его внешнем виде, о том, что в данный момент делает, как ведет себя.

Использование картин, рисунков, иллюстраций имеет очень большое значение для расширения знаний слабовидящего об окружающих его вещах и явлениях. Его надо приучать пользоваться ими, рассматривать и осмысливать их – ведь это богатый источник, позволяющий восполнять обедненные зрительные представления о внешнем мире.

Очень помогает расширению кругозора ребенка с нарушенным зрением посещение различных культурных учреждений: музеев, театров, зоопарков, ботанического сада; нужно, чтобы он побывал в разных магазинах; летом в деревне он может осмотреть домашних птиц и животных. Ребенок должен знать лес, поле, сад. Нужно помнить, что слабовидящий во время прогулок не увидит того, что свободно обозревают другие дети. Он не узнает сам, без помощи взрослых, о том, что широко раскрывается взору зрячего в лесу, в саду, на улицах города, в музеях и т.д. ребенку с нарушенным зрением надо показывать разные объекты, обращать его внимание на происходящее вокруг. Все зрительные впечатления, получаемые ребенком, должны быть им хорошо усвоены. Для этого родителям рекомендуется беседовать с ним о том, что он видел, что его окружает, по поводу прочитанных ему (или им самим) книг. В процессе беседы выявляется, что он плохо понимает, неправильно представляет. И в этом взрослые могут помочь ему разобраться, они разъясняют многое такое, что ему трудно постичь из-за имеющегося у него нарушения.

Всех лиц, имеющих дело с детьми с неполноценным зрением, всегда волнует вопрос: следует ли позволять им самостоятельно читать художественную литературу, не повредит ли это зрению? Издавна сложилось мнение о необходимости введения для слабовидящих строгих ограничений при выполнении всякой деятельности, требующей зрительного контроля. С целью оберегания их слабого зрения, детям запрещали читать и выполнять то, что связано с постоянным участием зрения. Это очень обедняло жизнь ребенка, лишало его источника знаний, удовольствия, тормозило его общее развитие.

Исследования и наблюдений последних лет показали, что такая осторожность излишняя. Разумное использование зрения в учебе, в труде, в развлечениях у многих детей не приводит к его ухудшению. Изменилось принципиальное отношение к этому вопросу. При использовании зрения необходимо соблюдать гигиенические требования: при чтении, письме должна быть правильная посадка; рабочее место – стол, на котором лежит книга, тетрадь – должно быть хорошо освещено; в тех случаях, когда это необходимо, следует использовать средства зрительной коррекции – очки, лупы и другие.

Характер заболевания органа зрения в каждом рассмотренном случае накладывает свой особый отпечаток на возможности и ограничения ребенка, по разному обуславливает его зрительные затруднения.