Домашний игровой уголок дошкольника

Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребенка? Вопросы далеко не праздные, и ответы на них не очевидны для родителей. Многие, к сожалению, вообще не задаются такими вопросами.

дети играют1
Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?

Прежде всего, для игрового уголка понадобиться детский стол – простой, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50 на 70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребенку).

Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трех полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время (без помех для окружающих). Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70 на 70 см).

Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка «высот» или извлекать из «глубин» шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.

Наличие игрового уголка – противовес неистребимой тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребенка в зависимости от своей воли и настроения.

Есть несколько типичных ошибок в отношении родителей к личному пространству ребенка. Первая – отрицание необходимости такового по принципу: «Он везде может играть, мы ему не запрещаем». Вроде бы это хорошо, но в какие-то моменты жизни присутствие ребенка «везде» становится неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду игрушки. Ребенок не может сконцентрироваться на своих занятиях, или, напротив, когда он сосредоточился на игре, от него требуют, чтобы он убрал игрушки, навел порядок и т.п.

Другая ошибка: вплоть до 3-4 лет родители оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста (стол с бортиками и прикрепленным к нему стулом). Подросший ребенок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). Получается, что формально игровой уголок есть, но фактически это просто ненужная громоздкая вещь. От такого столика следует избавиться по достижении ребенком двух лет.

И, наконец, еще одна ошибка: уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол, по принципу: «Он уже есть, зачем что-то еще, ведь к школе все равно понадобится». Следуя такой логике «навырост», родители не отдают себе отчета, что из-за неприспособленности этой вещи к детским занятиям (высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя

), она также оказывается нефункциональной. Письменный стол, как и школьный ранец, — это знак перехода ребенка в новую социальную позицию школьника; письменный стол должен появиться именно в момент поступления в школу (по этой же причине следует отказаться и от стола-парты).

Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?дети играют

«Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребенок в возрасте от двух до шести-семи лет, один или с близкими взрослыми, или с другом-сверстником.

Само название «игровой уголок», конечно, условно, ведь он должен вмещать в себя материалы не только для игры как таковой, но и для «родственных» ей видов деятельности ребенка.

«Играть, создавать, исследовать» — вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование), исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов-картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).

Подойдем к вопросу практически. Ребенку исполнилось два года, и надо правильно пополнить игровой уголок. Начнем со стержневых материалов – необходимого минимума, который составит его основу.

Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка) и антропоморфное мягкое животное (в классическом варианте – плюшевый медвежонок). Такие игрушки-персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка, объектами его эмоциональной привязанности. Непременный приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, соразмерная куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).

Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал, который ничто не может заменить и который пригодится ребенку вплоть до школы.

Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования).

Материалы для лепки, рисования и конструирования (то есть для продуктивной деятельности) – это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств предметов).

Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.

На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).

Этот стержень, как бы «костяк» игрового уголка, скомпонованный в два года, послужит ребенку в течение всего дошкольного возраста.

А что делать с теми игрушками, которые накопились к двум годам? Провести ревизию и рассортировать. Игрушки, которые ребенок явно перерос, убрать. Игровые материалы, которые еще привлекают ребенка и полезны для его развития, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке (до трех-четырех лет пригодятся пирамидки, доски-вкладыши, стержни для нанизывания разноцветных шаров и т.п.).

Дальше возникает резонный вопрос: от двух до семи лет возможности и потребности ребенка изменяются, следовательно, и «начинка» игрового уголка должна меняться с возрастом?

Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволят ребенку выстроить целый «игровой мир». Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.

Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего».

Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов и к собственному творчеству.

Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок («истории в картинках»), лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.

Нужны и более сложные настольные игры – «гусек» и шашки.

Однако в реальной жизни «начинка» игрового уголка определяется не только родителями. Кроме специально подобранных развивающих игрушек и материалов, накапливается очень много случайных.

Как обычно появляются у ребенка новые игрушки?

У любого взрослого человека сохраняются хотя бы отрывочные, эпизодические воспоминания о своем дошкольном детстве, об играх со сверстниками. И когда в семье появляется ребенок, родители очень часто в выборе игрушек исходят из своих детских предпочтений или нереализованной мечты о заветных игрушках. В результате взрослый выбирает игрушки как бы «для себя», а не для ребенка, и выбор не всегда оказывается удачным.

Также выбор игрушки может быть определен прихотью ребенка, которому понравилось что-то в витрине магазина.

В результате можно увидеть в игровом уголке удручающую картину: два-три десятка мягких игрушек-животных или огромное количество разнообразных автомобилей свалены в кучу на полке, на столе; ребенок уже и счет им потерял, почти не притрагивается к ним.

Потому необходимо приучать ребенка не глазеть на витрины. Если идти с ним в магазин игрушек, то уж целенаправленно – за ранее обсужденной и выбранной, «вымечтанной» игрушкой.

Надо иметь ввиду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.

Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь ввиду, что дети – большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство.

Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной «детской».

Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.

Но чем же руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника?

Конечно, любая игрушка должна быть эстетичной (радовать глаз), безопасной (в плане краски, материала и т.п.), развлекать ребенка, поскольку игра – это по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.

И вместе с тем, учитывая эти требования, необходимо при подборе игрушек руководствоваться соображениями их полезности для развития ребенка.

Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:

1) игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами), т.е. должны соотноситься со спецификой деятельности;

2) игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребенка двух лет – не то же самое, что игра ребенка шести лет);

3) игрушки должны соотноситься с полом ребенка, так как навязывание игрушек, соответствующих противоположному полу, наприме6р, кукол мальчикам, а ковбойского снаряжения девочкам, начиная с четырех лет, может привести к искаженному личностному развитию, нарушению полоролевой индефикации ребенка.


Написать ответ